Маленький большой человек (1970)
Little Big Man
1970
  1. Главная
  2. »
  3. Фильмы
  4. »
  5. Маленький большой человек
BluRay  многоголосый закадровый 2 часа 27 минут Вестерн / Драма / Комедия / Приключения
7,6КиноПоиск
7,6IMDb
  • Описание
  • Рецензии
Эпическая история Бешеного Запада будет поведана основным героем - стодвадцатилетним стариком, которому удалось выжить в чудовищной мясорубке, устроенной генералом Кастером. Он расскажет о том, как был усыновлeн индейцами и как стал ином известного стрелка «Бешеного Билла» Хикока.

Фильм Маленький большой человек (1970) смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве

Жизни жизнь
В 1970 году появился фильм, снятый по старинке в канонах, отстрелявшегося было, жанра вестерна. Кино не вышло за пределы актуальности, но напомнило о другом Диком Западе - не мифическом, не хроникальном, забытом и намеренно забываемом. Запад никогда не завоёвывался. Запад узурпировался. С помощью политиков, убийц, мошенников. Силой пули, президентских законов и гуманных кликушеств. Коренное население истребили, что называется, от балды. Не было в той эпохе ни грамма героики и величия. «Храбрый Белый» - категория в кавычках, мертворождённое слово Фенимора Купера, Майн Рида и им подобных. Литературное оправдание жизни, в которой смерть стала не только закономерным итогом цикла, но и случайной эпидемией загнавшей спасшихся счастливчиков в поселения, отгородив от остальных музейными щитками национального позора.

Артур Пенн никогда не подвергал сомнению принципы демократического строя, но постоянно указывал на несовершенство оных. «Маленький большой человек» завершил звёздное десятилетие одного из лучших американских режиссёров, но обобщение итогов не получилось ни отповедью, ни проповедью. Исторический материал не давит серьёзностью описываемых тем, а переливается цветами радуги, искрясь юмором и оптимистичной мудростью. Джеку более ста лет. Есть что вспомнить; есть о чём сожалеть: есть чему порадоваться. Его рассказ из сердцевины реформаторских сломов хиппующих времён отбрасывает вглубь оранжевых прерий к странному миру, в котором людьми могут называть себя далеко не все двуногие. К миру, в котором раскуривает трубку старик с именем Шкура Старого Вигвама, знающий о круговороте явлений чуть больше остальных. На то он и вождь, чтобы всё знать, всё предвидеть. Белый мальчик попадает на воспитание к племени Шайен и быстро становится единокровным братом новым соплеменникам. За малый рост и отважное сердце Джек получает прозвище Маленький Большой Человек.

Путешествие длиною в жизнь делится на периоды, но разделительная линия проходит не в угоду эпическому жанру по историческим вехам, а казусным образом обозначает сомнения героя, после которых его бросает в ту или иную крайность. Джек открыт, дружелюбен и ценит кульминацию впечатления. Первая битва, первое увлечение, первая потеря, первое обретение. Всё радостно до первого разочарования, после чего хочется бежать туда, где солнце ярче, а люди честнее. Но жизнь мудрее Джека. Она мудрее опытных вождей, мудрее кровожадных генералов. Жизнь накладывает печать несломленности на кажущуюся пассивность героя, постоянно возвращая его к родному шатру, в котором в любое время дня и ночи царит гармония единения живого и мёртвого. «Сегодня хороший день для смерти». Фраза чаще сотрясает воздух, нежели выступает пророчеством. Любой день хорош для смерти, но лучше его использовать для жизни.

Режиссёр выворачивает штампы вестерна, глумится над его стихией тления и демонстративно пренебрегает правилами жанра. Дикий Запад - та же Америка 60-х. Прямолинейные метафоры фронтовых сводок проводят аналогии с борьбой консервативного сообщества в отношении идеологии хиппи. Среди индейцев даже заклятые враги руководствуются законами чести. Индейцы разрешают групповой секс и нормально смотрят на однополые отношения. По ту сторону удара бубна всё одушевлённое, всё стремится к созиданию. По эту черту сплошное мошенничество, лицемерие и кровопролитие.

Жанр шедевра Пенна в рамках гротеска. Фиктивный эпик или трагический фарс. Комедия переходит в драму также незаметно, как драма оборачивается комедией. Вкраплённый магический реализм одних персонажей старит до безобразия, другим позволяет сохранять румянец молодости до преклонных лет. Время течёт незаметно и оно не властно над теми, кто принимает, в равной степени смирения и восторга, беды и блага. Перевоплощение Дастина Хоффмана в Маленького Большого Человека выполнено со всем размахом имеющегося безразмерного таланта. И в глубоком старчестве, и в наивной юности актёр передаёт требуемое сюжетом ощущение неизбывной витальности. Ощущение, с которым никогда не угадаешь, какой день станет самым последним. Жизни жизнь.

Перекати поле
На данную картину наткнулся, желая посмотреть какой-нибудь новый вестерн, которого еще не видел. С первых минут понял, что фильм будет необычным(собственно вестерном в классическом понимании, по крайней мере моем, я бы его не назвал), но как ни старался, замысла режиссера так и не понял, смысла и философии тоже, к сожалению, не уловил(может стоило прочесть книгу).. хотя не спорю, фильм оригинальный.

По сюжету: главный герой, будучи в преклонном (мягко говоря) возрасте, повествует о своей жизни. В течении фильма он сменяет множество профессий, положений в обществе да и общества он эти тоже меняет, становясь то почетным индейцем, то белым пьяницей, стрелком и бизнесменом. Очень напоминает крупную рыбу и «Форест Гамп», хотя... скорее наоборот, они напоминают эту картину, т. к. вышла она гораздо раньше. Так что задумка отличная, но реализация мне не пришлась по душе... слишком уж сумбурно (на мой взгляд) и без всякой подготовки менял Человек это положение. Так что тяжело было мне уследить иной раз мотивацию в его действиях. Смысл задумки, могу только предположить: попытка показать различные сферы деятельности, вид Америки того времени посредством жизни одного человека, который успел перепробовать многое, что характеризует в принципе Дикий Запад... может так? Прослеживается симпатия к коренному населению и соответственно антипатия к белым захватчикам(хотя говорят, вроде, что фильм, в приоритетах своих, скорее занимает нейтральное положение): бравые победы на мирными жителями и тотальный разгром в битве с индейскими воинами; генерал Армстронг, такой важный и умный в начале и такой жалкий и комичный в конце картины.

Персонажи ярки и интересны: индейцы(особенно вождь и кровный враг), жена преподобного (та еще штучка), Ольга, шведская(вроде) жена протагониста, Генерал Армстронг и т. д. Но на мой взгляд, опять таки слишком быстрые переходы из одной сферы в другую не дают им полностью раскрыться. Актеры играют отлично, тяжело кого то выделить, но из за перепадов обстановки, не успеваешь хорошо прочувствовать и понять героя, вникнуть в его философию, характер, жизнедеятельность.

Главный герой отдельная тема: у меня расположения он не вызвал никакого. Будучи сиротой, был принят индейцами и прозван Маленький Большой Человек. Что это значит: он мал ростом, но духом он силен. Но в чем его сила духа? В том что он стреляет спину обознавшемуся индейцу? Или то что при нападении пользуется расовой особенностью своей, придает друзей и перебегает к белым? Смотрит как умерщвляют его жену с ребенком на руках и при этом сил у него хватает только на то, чтобы кричать «беги быстрей» ? Мне это остается непонятным. В фильмах, с которыми я сравнил данную ленту (Форест Гамп, Крупная рыба), главных героев подталкивают идти вперед, менять род деятельности- их амбиции, мечты и стремления, ответственности и пренятие решений, т. е. персонажи яркие, действительно с характером. Данный же Человек, как листок, оборванный ветром с дерева, вальсирует в воздухе, то высоко, то низко, то в одну сторону, то в противоположную- как ветер скажет. Не имея особых приоритетов и жизненной позиции, он сторонний наблюдатель, или не предвзятый судья тех событий, следит за разворачивающейся драмой. И теперь он может обо всем этом рассказать нам. О том, что в главной роли снялся великий Хоффман вообще есть ли смысл говорить? Этот актер по определению играть плохо не может!

Почему данная лента считается шедевром, я не понял. Не увидел высокохудожественного решения, гениального режиссерского хода и умопомрачительной актерской игры. Смысла тоже не понял(ну это уже мои проблемы), хотя наверняка он там есть. Могу только предположить лишь, что сила ленты в прогрессивности на то время идеи, что индейцы ничем не хуже белых, и они такие же люди, если даже не лучше... некоторых. Может в смелом освещении геноцида краснокожих? Может в идеи этих плавных переходов от иронии к трагедии и наоборот (это и правда интересный момент), ведь это как и сама жизнь - нет определенного цвета, черного ли, белого ли, как и определенного направления. Жизнь пестра и многогранна! Наверно в этом и есть сила фильма.

В итоге я уподобляюсь главному герою и остаюсь нейтральным к данному произведению, не сумев как то конкретно определиться, понравился ли мне фильм, или нет. Но посмотреть его определенно стоит, особенно если вы ценитель жанра и хотите пополнить свою коллекцию знаний вестернов, да и хорошего кино в целом.
Рассказать друзьям
Важно!
Если вы видите надпись «Контент недоступен в вашем регионе», «Video blocked», «Sorry something went wrong! Error [601]», то вам необходимо установить или включить VPN.
Кадры из фильма
Мы вконтакте
Мы в инстаграме
Отзывы 0
Чтобы оставить отзыв, вам необходимо авторизоваться